Папа, мама и я - читающая семья

Музыкальное вступление.

Ведущий. Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы проверить вашу эрудицию и сообразительность. Итак, мы начинаем конкурс «Папа, мама и я – читающая семья». Приветствуем участников!

Представление семейных команд- «Визитная карточка». Семьи представляют себя сами, или это делает ведущий. (Конкурсная программа рассчитана на три команды.)

Ведущий. Чтоб страна была сильна,

                  Надо…

                  Чтоб дружна была семья!

                  Вы со мной согласны?

Дети.         Да!

Ведущий. Чтоб страна была сильна, 

                 Надо…

                 Чтобы сыты были я, ты, он, она!

                 Вы со мной согласны?

Дети.        Да!

Ведущий. Чтоб страна была умна,

                 Надо…

                 Чтоб в семье читали книги!

                 Вы со мной согласны?

Дети.       Да!

Представление жюри. За каждый верный ответ в ходе игры команды получают по баллу.


Конкурс «Разминка»

Задание - за одну минуту ответить на большее количество вопросов. 

Вопросы первой команде:

1. Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)

2. Как называлась газета, которую выпускал В. Бианки? («Лесная газета».)

3. В названии какой птицы сорок гласных букв? (Сорока.)

4. Самая первая обувь малыша. (Пинетки.)

5. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые, березовые.)

6. Какая рыба называется именем человека? (Карп.)

7. Друг Винни- Пуха. (Пятачок.)

8. Самый маленький палец руки. (Мизинец.)

9. Модель Земли. (Глобус.)

10. Что вытаскивали дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка? (Репку.)

Вопросы второй команде:

1. Какие города носят названия рыб? (Судак, Калуга.)

2. Что растет на елке? (Шишки да иголки.)

3. Последний день недели. (Воскресенье.)

4. Лучшее лекарство для Карлсона. (Варенье.)

5. Начинка для мясного пирога. (Фарш.)

6. Что растет со шляпкой? (Гриб.)

7. Самая длинная параллель земного шара. (Экватор.)

8. Первый в мире летчик- космонавт. (Ю.Гагарин.)

9. Что выманивала Лиса у Вороны в басне И. Крылова? (Сыр.)

10. Сколько нулей в числе сто? (Два.)

Вопросы третьей команде:

1.  Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, василек, иван-да– марья.)

2. Как называются крестьянские сани, на которых в песенке про ёлочку мужичок вез дрова? (Дровни.)

3. Наивысшая оценка в школе. («Отлично».)

4. Автор сказки « Колобок». (Русская народная сказка.)

5. У каких деревьев осенью листья краснеют? (У клена, рябины, осины.)

6. Цветок, похожий на ежа. ( Кактус.)

7. В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя.)

8. Сумчатое животное, живущее в Австралии. (Кенгуру.)

9. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)

10. Русский полководец, взявший Измаил. (А.Суворов.)


Конкурс «Сказочная гостиная»

Задание узнать сказку, о которой идет речь в загадке. Ведущий читает каждой семье по два задания. Если команда не знает ответа на свой вопрос, то может ответить другая. Можно предоставить право отвечать самому младшему члену семьи, а старшие будут помогать.

1. А дорога далека,

А корзинка нелегка.

Сесть бы на пенек, 

Съесть бы пирожок. («Машенька и медведь».)

2. Ах ты Петя – простота,

Сплоховал немножко.

Не послушал ты кота,

Выглянул в окошко. («Петушок- золотой гребешок».)

3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В яме от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

4. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. («Снегурочка».)

5. Он от бабушки ушел,

Он от дедушки ушел.

Отгадайте без подсказки, 

Из какой он сказки? («Колобок».)

6. Отворили дверь козлята…

И пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят».)


Экслибрис - книжный знак владельца книги.

     Многие владельцы личных библиотек наклеивают на внутреннюю сторону переплета или обложки каждой книги своего собрания специально выполненное графическое произведение малой формы- книжный знак, или экслибрис (от латинского «ex libris» – буквально «из книг»). Книжный знак, как правило, заказывается художнику, но иногда выполняется и самим владельцем. Выбор сюжета книжного знака определяется характером книжного собрания, профессией и увлечением владельца.

     Задание: каждая семья- участник конкурса приносит эскиз экслибриса семейной библиотеки (форма А-4) и представляет его зрителям.


Конкурс «Кто здесь был и что забыл?»

Для конкурса нужны предметы или их изображения. Ведущий показывает командам предмет- загадку. Задание- назвать произведение ( и его автора), где этот предмет встречается.

Предметы – загадки:

1. Азбука. (А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».)

2. Веретено.( Ш.Перро « Спящая красавица».)

3. Короб. (Русская народная сказка «Машенька и медведь».)

4. Красная шапочка. (Ш.Перро «Красная шапочка»)

5. Горошина. (Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине».)

6. Туфелька. (Ш. Перро «Золушка».)

7. Монетка. (К. Чуковский «Муха- Цокотуха», А.Толстой « Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

8. Сапог. (Ш.Перро «Кот в сапогах».)

9. Горшочек. (Братья Гримм «Горшочек каши».)

10. Веревка. (А.Пушкин « Сказка о попе и работнике его Балде».)

11. Воздушный шарик. (А.Милн «Винни-Пух и вс, все, все».)

12. Банка с вареньем. (А.Линдгрен «Малыш и Карлсон».)


Конкурс «Сказочный алфавит»

Каждой семье дается лист бумаги с написанным алфавитом. Задание – вспомнить и написать персонажей на каждую букву алфавита. А чтобы болельщики не скучали, им можно дать это же задание (письменно). Если команда не смогла вспомнить персонажа на какую-либо букву, а болельщики назвали его, то болельщики награждаются, а со счета команды списывается 1 балл.

Примеры:

А- Аленушка, Айболит, Алиса;

Б- Буратино, Базилио;

В- Винни-Пух, Василиса Пемудрая;

Г- Герда, Крокодил Гена, Гулливер;

Д- Дюймовочка, дядя Федор;

Е- Емеля, Елена Прекрасная, Елисей;

Ж- Жучка;

З- Золушка;.

И – Иванушка;

К – Колобок, Кай;

Л – Лягушка- путешественница;

М – Маугли, Машенька;

Н – Незнайка;

О – Оловянный солдатик, Оле- Лукойе;

П – Пятачок;

Р – Рикки- Тики- Тави;

С – Салтан, Суок, Дядя Степа;

Т – Том Сойер, тараканище;

У – Урфин Джюс;

Ф – Финист, Федора;

Х – Хаврошечка,Хоттабыч;

Ц –Цраевна- лягушка;

Ч – Чиполлино, Черномор;

Ш – Шапокляк;

Щ – щука;

Э - Элли, эльфы;

Я – Баба-Яга.

      

Конкурс «Продолжи стихотворение»

Ведущий начинает читать стихотворение, а семья должна продолжить его (несколько строк), вспомнить автора и название.

1.А.С.Пушкин “Сказка о попе и о работнике его Балде”.

                            Жил – был поп,

                            Толоконный лоб…

                             ( Пошел поп по базару

                             Посмотреть кой- какого товару.)

2. С.А. Есенин «Береза».

                             Белая береза

                             Под моим окном…

                             ( Принакрылась снегом,

                              Точно серебром.)

3. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

                              Уж небо осенью дышало,

                              Уж реже солнышко блистало…

                              ( Короче становился день, 

                              Лесов таинственная сень

                              С печальным шумом обнажалась.)

4. С.Я. Маршак «Вот какой рассеянный».

                              Жил человек рассеянный

                              На улице Бассейной.

                             Сел он утром на кровать…

                             ( Стал рубашку надевать, 

                             В рукава просунул руки-

                             Оказалось, это брюки.)

5. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети».

                             Однажды, в студеную зимнюю пору

                             Я из лесу вышел…

                             ( Был сильный мороз.

                             Гляжу, поднимается медленно в гору

                             Лошадка, везущая хворосту воз.)

7. К.И. Чуковский « Тараканище».

                             Ехали медведи

                             На велосипеде.

                             А за ними кот…

                             ( Задом наперед.

                             А за ним комарики

                             На воздушном шарике.)


Конкурс «Узнай героя»

Герои спрятались, найдите их. Ведущий читает рассказ героя о себе. Семья должна назвать персонажа, автора и название произведения.

Задания:

1. Это было тогда, когда на наших окнах цвели красивые розы. Мы жили дружно, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала, и я стал видеть все злым и безобразным. (Кай. Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».)

2. Однажды мне пришлось воспитывать одного мальчика. Он был невоспитанный. Он сидел, подогнув под себя ногу. Кофе пил прямо из кофейника. В вазу с вареньем залезал прямо руками. Конечно, я запретила ему так себя вести. И к тому же этот мальчик не умел считать. В чернильницу он залез носом и поставил в тетради кляксу. Пришлось его наказать. (Мальвина. А. Толстой « Золотой ключик.)

3. Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку- настоящего друга. А родители были против. Но однажды у меня все-таки появился друг: в меру упитанный мужчина в самом рассвете сил, он любит варенье, плюшки, живет на крыше. (Малыш. А. Линдгрен « Малыш и Карлсон».)

4. С моим названным братом случилась беда. Чтобы спасти его, мне пришлось пройти длинный путь. По дороге я встретила мудрую женщину, ученого ворона, принца, маленькую разбойницу, и все они помогали мне. Мне было трудно, иногда даже угрожала опасность, но я нашла своего брата. ( Герда. Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».)

5. Сначала я жил на мельнице без хлопот. Затем мне пришлось помогать молодому хозяину: ловить кроликов и преподносить их в дар королю от маркиза Карабаса. Я устроил так, чтобы молодой хозяин женился на принцессе. Ох и трудно же было перехитрить людоеда! (Кот в сапогах. Ш Перро «Кот в сапогах».)

6. Я рос десять или одиннадцать лет вместе с волчатами. Назвали меня Лягушонком. Когда я вырос, то вместе со своими друзьями Багирой, Каа, Балу сражался с рыжими собаками, пчелами, бандерлогами. Но главный мой враг- Шер- Хан. Его я смог победить при помощи огненного цветка .( Маугли. Р.Киплинг «Маугли».)


Конкурс «Сочини сказку»

За два- три дня до проведения мероприятия семьям предлагаются несколько ключевых слов: например, заяц, карандаш, ручей, март, торт, - используя которые нужно сочинить небольшую сказку (тетрадный листок). Семьи зачитывают свои произведения. ( Можно заранее дать то же задание и болельщикам, наградить победителя.)


Конкурс «Музыкальный»

Задание- вспомнить и исполнить песни ( Отрывки) из кинофильмов, мультфильмов. Команды поют по очереди: кто больше?

Подведение итогов. Награждение победителей сладкими призами. Чаепитие.