Музей книги

Нажмите на картинку для увеличения

Еремеева Лира Иннокентьевна – зав. библиотекой СОШ №33 г. Якутска им. Л.А. Колосовой – Центр эстетического образования, демократической               культуры и здоровья, отличник образования РС (Я).

                                                                       Молчат гробницы, мумии и кости, -

                                                                       Лишь слову жизнь дана:

                                                                       Из древней тьмы, на мировом погосте,

                                                                       Звучат лишь Письмена.

                                                                                                                 И. Бунин.

                                                    

Приобщение читателя к духовным истокам, возрождение первоначальных  социокультурных категорий через историю книги.


    Тема, над  которой я работаю,- «Приобщение читателя к духовным истокам, возрождение первоначальных социокультурных категорий и ценностей отечественной цивилизации».

    Работу в школьной библиотеке я решила начать с создания экспонатов старинных книг.  Хотелось величавость  почти «музейных» экспонатов соотнести с суетой, шумной жизни школы.  Подобные экспонаты  значительно обогащают  содержание библиотечного урока «История книги».  Такая подача материала поможет формировать у учеников культурные ценности, сравнить прошлое с настоящим. Наглядность информации делают восприятие более глубоким, впечатление – более сильным. Несомненно, полученные знания запомнятся надолго.  

     Мы слишком привыкли  к книге, чтобы оценить это. Ведь если вздуматься, разве не удивительно, что книга рассказывает нам сокровенные мысли давно ушедших от нас людей, переносит нас в другой мир, в прошлое и будущее.

    Но книга – это не только текст, в ней важно все: оформление, иллюстрации, переплет. Все это – единое целое, продукт человеческого разума, предмет мировой культуры. 

    Особое отношение к книге существовало во все времена. Недаром же, когда она была еще рукописной, а «тиражи» составляли от силы десяток-другой экземпляров, переплеты часто отделывали золотом, серебром, драгоценными камнями. Чтобы книга обрела свой нынешний вид, человечество трудилось многие тысячелетия.  В ход шли и глиняные таблички, и папирус, и пергамент.

    Немало размышляли и над тем, как усовершенствовать процесс изготовления книг, механизировав труд прежних переписчиков, и увеличить тираж. 

    Обо всем этом, а также о многом другом, связанном с долгой и очень историей книжного дела я изготовила экспонаты старинных книг для проведения урока «История книги».

    Цель : заинтересовать учеников историей книги, расширить кругозор, повысить общий культурный уровень.

I ЭКСПОНАТ – глиняные таблички.

Фото №1

    Технология изготовления: набирается вода 500 гр., мука 300 гр. и соль 1 ч.л. Все смешать до получения однородной массы. Лепить таблички, а на них наносится запись  клинописью. Клинопись высушивается в течении суток. Затем покрасить акварелью, после того как краска высохнет покрыть лаком. 

     История: В древней Ассирии царь Ашшурбанипал собрал огромную библиотеку глиняных книг, сделанных в виде табличек из глины. На таких глиняных табличках древние ассирийцы писали буквы в виде клинышков, этот причудливый «узор» оказался древней письменностью, которую называли «клинописью». Каждая табличка нумеровалась. Затем таблички обжигались в печи, складывались в корзину. И это тоже была книга! В Лондонском Британском музее хранятся 27 000 табличек. На таких глиняных табличках сохранилась одна из самых замечательных произведений древности как «Поэма о Гильгамеше».

II ЭКСПОНАТ – папирусные свитки.

Фото №2

    Технология изготовления: Разрезается ствол папируса на длинные полосы, складывается на доску в горизонтальном и вертикальном направлении. Затем помещается под пресс в воду на три дня. Через три дня полоски склеиваются под действием сахара, который содержится в стебле папируса. 

   История: В начале III тысячелетия до н.э. научились изготавливать легкий писчий материал папирус.  На папирусе писали великие люди Пифагор и Аристотель, Эсхил и Еврипид… Один из свитков, на котором была записана «Илиада» Гомера, достигал 150 м.  К I. до н.э. фонд Александрийской библиотеки насчитывал 700 000 экземпляров.  В середине I. до н.э. в Александрию вступили войска римского полководца Юлия Цезаря. Сотни тысяч папирусных свитков погибли в огне пожаров во время войн. 

III ЭКСПОНАТ – деревянная  книга,  покрытая воском.

Фото № 3

    Технология изготовления: Изготовить их очень просто. Для этого понадобится дощечки размером 20 см х 16 см.  Древесина дощечки  должна быть достаточно сухой, без сучков и других пороков.  Поверхность зачищают наждачной шкуркой, затем шлифуют порошком мела с водой. После шлифовки древесину покрывают светлым мебельным лаком и еще раз шлифуют. Дощечки углубляют на 0,5 см., чтобы получился ровное углубленное донышко. В посуде на умеренный огонь расплавляется  свеча (только не цветная). Получается светлый воск. В горячем виде покрывается одновременно донышко в дощечке.   

   История: Название нового типа книги – кодекс – появилось еще в Древнем Риме. Латинское же слово кодекс в буквальном переводе означает древесина или обрубок дерева. Повседневные записи римляне делали не на папирусе, а на деревянных дощечках, покрытых воском и скрепленных по краям шнуром, пропущенным через специальные отверстия. Писали острым металлическим пером. По сути, это та же книга, только странички у нее из дерева. 

IV ЭКСПОНАТ – пергамент.

Фото № 4. 

    Технология изготовления: Для основания потребуется четыре палочки размером длиной 15 см, толщиной 1 см. Делается рама из этих палочек и сверлятся дырочки. Рама красится марилкой. Берется кусочек  кожи ( можно замшу), вырезается ромбовидной фигурой. Затем по краям кожи делаются дырки . Намочить кожу и с помощью ниток кожу сильно натянуть на раму. Получается тонкая кожа – пергамент.

    История: На смену папирусу пришел новый материал – пергамент. Пергамент изобрел во II веке до н.э. царь Пергамского царства Евман II . А к этому его вынудили обстоятельства. Царь Египта Птолемей Y опасался, что собрание Пергамской библиотеки превзойдет славой Александрийскую, и запретил вывозить папирус из своей страны. Вот и пришлось пергамскому царю, чтобы пополнять фонды своей библиотеки, ломать голову над достойной заменой. А когда он ее нашел, то назвал пергаментом… 


V ЭКСПОНАТ – книга, украшенная драгоценными камнями.

Фото №5.

    Технология изготовления: Для изготовления данной книги требуется: толстая книга, кожа темная и светлая, разноцветные стразы, бусы из жемчуга, золотистая лента и серебряный крест. Берется кусочек кожи с размером чуть больше книги. Сначала вырезаются из светлой кожи кружочки и крест. В центре обложки с помощью клея для кожи прикрепляется крест из светлой кожи и по краям клеятся кружочки из светлой кожи.  Затем по  краям кружочков и креста натягивается золотистая ленточка.  Поверх креста из светлой кожи прикрепляется серебряный крест. Стразами и бусами украшаются кружочки. Полученная обложка ложится на книгу и по краям клеится.   

    История: Рукописные византийские книги представляли собой подлинные произведения искусства. Богато украшались  бархатом и драгоценными камнями, специальными застежками и замками, уголки делали из серебра или золота. На изготовление одной только книги уходило целое стадо животных. Так, например на один экземпляр Библии, первой крупной книги, напечатанной в 1452 году Гуттенбергом, потребовалось 170 шкур телят.

VI ЭКСПОНАТ – береста.

Фото № 6

    Технология изготовления:  Для своих поделок используйте только со спиленных или поваленных деревьев. Лучшую бересту дает береза пушистая. Бересту снимают пластами, распрямляют, просушивают и хранят под грузом.   Нужно бересту распарить (полчаса) в горячей воде, затем руками разделить на несколько слоев. 

    На бересте я путем выжигания нанесла кириллицу. Хотя на бересте писали глаголицей.

     История: От XIII в. сохранились четыре азбуки. Они содержатся в берестяных грамотах, написанных мальчиком по имени Онфим. На бересте он учился писать. Грамоты Онфима были найдены археологами при раскопках в Новгороде в 1956 г. 

VII ЭКСПОНАТ –  Китайский свиток из шелка.

Фото №7

    Технология изготовления: Для изготовления китайского свитка нужно: круглая палка диаметром 2 см , длиной 34 см. и белый шелк длиной 70 см и шириной 30 см. Шелк сгибается по ширине палки и прошивается. В конце шелка пришивается красная ленточка. На шелке  наносятся красной акварелью   китайские  иероглифы.      

    История: Несколько веков секрет производства бумаги, как фарфора и шелка, китайцы хранили в строжайшей тайне. Сначала китайцы процарапывали знаки на костях животных. Позже появились дощечки из бамбука. Потом на выручку пришел шелк, легкий и гладкий. А как же бумага? Ведь бумагу изобрели в Китае еще во II в до н.э. служитель императорского гарема Цай Лунь. Но шелк долго не уступал своих позиций: только в Y в. бумага стала главным материалом для письма.

    На основании экспонатов старинных книг  выпустила серия книжных закладок. 

    У меня есть мечта: сделать экспонат Букваря Кариона Истомина,  Арифметику Магницкого в рукописном варианте: уставом и полууставом, а текст книги оформить киноварью, вязью, с заставкой, с лицевым рукописным сводом… Но это уже другая история.