Еремеева Лира Иннокентьевна – зав. библиотекой СОШ №33 г. Якутска им. Л.А. Колосовой – Центр эстетического образования, демократической культуры и здоровья, отличник образования РС (Я).
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И. Бунин.
Приобщение читателя к духовным истокам, возрождение первоначальных социокультурных категорий через историю книги.
Тема, над которой я работаю,- «Приобщение читателя к духовным истокам, возрождение первоначальных социокультурных категорий и ценностей отечественной цивилизации».
Работу в школьной библиотеке я решила начать с создания экспонатов старинных книг. Хотелось величавость почти «музейных» экспонатов соотнести с суетой, шумной жизни школы. Подобные экспонаты значительно обогащают содержание библиотечного урока «История книги». Такая подача материала поможет формировать у учеников культурные ценности, сравнить прошлое с настоящим. Наглядность информации делают восприятие более глубоким, впечатление – более сильным. Несомненно, полученные знания запомнятся надолго.
Мы слишком привыкли к книге, чтобы оценить это. Ведь если вздуматься, разве не удивительно, что книга рассказывает нам сокровенные мысли давно ушедших от нас людей, переносит нас в другой мир, в прошлое и будущее.
Но книга – это не только текст, в ней важно все: оформление, иллюстрации, переплет. Все это – единое целое, продукт человеческого разума, предмет мировой культуры.
Особое отношение к книге существовало во все времена. Недаром же, когда она была еще рукописной, а «тиражи» составляли от силы десяток-другой экземпляров, переплеты часто отделывали золотом, серебром, драгоценными камнями. Чтобы книга обрела свой нынешний вид, человечество трудилось многие тысячелетия. В ход шли и глиняные таблички, и папирус, и пергамент.
Немало размышляли и над тем, как усовершенствовать процесс изготовления книг, механизировав труд прежних переписчиков, и увеличить тираж.
Обо всем этом, а также о многом другом, связанном с долгой и очень историей книжного дела я изготовила экспонаты старинных книг для проведения урока «История книги».
Цель : заинтересовать учеников историей книги, расширить кругозор, повысить общий культурный уровень.
I ЭКСПОНАТ – глиняные таблички.
Фото №1
Технология изготовления: набирается вода 500 гр., мука 300 гр. и соль 1 ч.л. Все смешать до получения однородной массы. Лепить таблички, а на них наносится запись клинописью. Клинопись высушивается в течении суток. Затем покрасить акварелью, после того как краска высохнет покрыть лаком.
История: В древней Ассирии царь Ашшурбанипал собрал огромную библиотеку глиняных книг, сделанных в виде табличек из глины. На таких глиняных табличках древние ассирийцы писали буквы в виде клинышков, этот причудливый «узор» оказался древней письменностью, которую называли «клинописью». Каждая табличка нумеровалась. Затем таблички обжигались в печи, складывались в корзину. И это тоже была книга! В Лондонском Британском музее хранятся 27 000 табличек. На таких глиняных табличках сохранилась одна из самых замечательных произведений древности как «Поэма о Гильгамеше».
II ЭКСПОНАТ – папирусные свитки.
Фото №2
Технология изготовления: Разрезается ствол папируса на длинные полосы, складывается на доску в горизонтальном и вертикальном направлении. Затем помещается под пресс в воду на три дня. Через три дня полоски склеиваются под действием сахара, который содержится в стебле папируса.
История: В начале III тысячелетия до н.э. научились изготавливать легкий писчий материал папирус. На папирусе писали великие люди Пифагор и Аристотель, Эсхил и Еврипид… Один из свитков, на котором была записана «Илиада» Гомера, достигал 150 м. К I. до н.э. фонд Александрийской библиотеки насчитывал 700 000 экземпляров. В середине I. до н.э. в Александрию вступили войска римского полководца Юлия Цезаря. Сотни тысяч папирусных свитков погибли в огне пожаров во время войн.
III ЭКСПОНАТ – деревянная книга, покрытая воском.
Фото № 3
Технология изготовления: Изготовить их очень просто. Для этого понадобится дощечки размером 20 см х 16 см. Древесина дощечки должна быть достаточно сухой, без сучков и других пороков. Поверхность зачищают наждачной шкуркой, затем шлифуют порошком мела с водой. После шлифовки древесину покрывают светлым мебельным лаком и еще раз шлифуют. Дощечки углубляют на 0,5 см., чтобы получился ровное углубленное донышко. В посуде на умеренный огонь расплавляется свеча (только не цветная). Получается светлый воск. В горячем виде покрывается одновременно донышко в дощечке.
История: Название нового типа книги – кодекс – появилось еще в Древнем Риме. Латинское же слово кодекс в буквальном переводе означает древесина или обрубок дерева. Повседневные записи римляне делали не на папирусе, а на деревянных дощечках, покрытых воском и скрепленных по краям шнуром, пропущенным через специальные отверстия. Писали острым металлическим пером. По сути, это та же книга, только странички у нее из дерева.
IV ЭКСПОНАТ – пергамент.
Фото № 4.
Технология изготовления: Для основания потребуется четыре палочки размером длиной 15 см, толщиной 1 см. Делается рама из этих палочек и сверлятся дырочки. Рама красится марилкой. Берется кусочек кожи ( можно замшу), вырезается ромбовидной фигурой. Затем по краям кожи делаются дырки . Намочить кожу и с помощью ниток кожу сильно натянуть на раму. Получается тонкая кожа – пергамент.
История: На смену папирусу пришел новый материал – пергамент. Пергамент изобрел во II веке до н.э. царь Пергамского царства Евман II . А к этому его вынудили обстоятельства. Царь Египта Птолемей Y опасался, что собрание Пергамской библиотеки превзойдет славой Александрийскую, и запретил вывозить папирус из своей страны. Вот и пришлось пергамскому царю, чтобы пополнять фонды своей библиотеки, ломать голову над достойной заменой. А когда он ее нашел, то назвал пергаментом…
V ЭКСПОНАТ – книга, украшенная драгоценными камнями.
Фото №5.
Технология изготовления: Для изготовления данной книги требуется: толстая книга, кожа темная и светлая, разноцветные стразы, бусы из жемчуга, золотистая лента и серебряный крест. Берется кусочек кожи с размером чуть больше книги. Сначала вырезаются из светлой кожи кружочки и крест. В центре обложки с помощью клея для кожи прикрепляется крест из светлой кожи и по краям клеятся кружочки из светлой кожи. Затем по краям кружочков и креста натягивается золотистая ленточка. Поверх креста из светлой кожи прикрепляется серебряный крест. Стразами и бусами украшаются кружочки. Полученная обложка ложится на книгу и по краям клеится.
История: Рукописные византийские книги представляли собой подлинные произведения искусства. Богато украшались бархатом и драгоценными камнями, специальными застежками и замками, уголки делали из серебра или золота. На изготовление одной только книги уходило целое стадо животных. Так, например на один экземпляр Библии, первой крупной книги, напечатанной в 1452 году Гуттенбергом, потребовалось 170 шкур телят.
VI ЭКСПОНАТ – береста.
Фото № 6
Технология изготовления: Для своих поделок используйте только со спиленных или поваленных деревьев. Лучшую бересту дает береза пушистая. Бересту снимают пластами, распрямляют, просушивают и хранят под грузом. Нужно бересту распарить (полчаса) в горячей воде, затем руками разделить на несколько слоев.
На бересте я путем выжигания нанесла кириллицу. Хотя на бересте писали глаголицей.
История: От XIII в. сохранились четыре азбуки. Они содержатся в берестяных грамотах, написанных мальчиком по имени Онфим. На бересте он учился писать. Грамоты Онфима были найдены археологами при раскопках в Новгороде в 1956 г.
VII ЭКСПОНАТ – Китайский свиток из шелка.
Фото №7
Технология изготовления: Для изготовления китайского свитка нужно: круглая палка диаметром 2 см , длиной 34 см. и белый шелк длиной 70 см и шириной 30 см. Шелк сгибается по ширине палки и прошивается. В конце шелка пришивается красная ленточка. На шелке наносятся красной акварелью китайские иероглифы.
История: Несколько веков секрет производства бумаги, как фарфора и шелка, китайцы хранили в строжайшей тайне. Сначала китайцы процарапывали знаки на костях животных. Позже появились дощечки из бамбука. Потом на выручку пришел шелк, легкий и гладкий. А как же бумага? Ведь бумагу изобрели в Китае еще во II в до н.э. служитель императорского гарема Цай Лунь. Но шелк долго не уступал своих позиций: только в Y в. бумага стала главным материалом для письма.
На основании экспонатов старинных книг выпустила серия книжных закладок.
У меня есть мечта: сделать экспонат Букваря Кариона Истомина, Арифметику Магницкого в рукописном варианте: уставом и полууставом, а текст книги оформить киноварью, вязью, с заставкой, с лицевым рукописным сводом… Но это уже другая история.